Образование

Реализуемые уровни образования, формы обучения, нормативные сроки обучения, численность обучающихся по реализуемым образовательным программам

В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности, МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска реализует следующие уровни общего образования:

Уровень образования1 Нормативный срок обучения Численность обучающихся
Начальное общее образование 4 года2  586
Основное общее образование 5 лет3  726
Среднее общее образование 2 года4  130


Примечания:
1. Любой уровень общего образования может быть получен:
а) в школе (в очной, очно-заочной или заочной форме);
б) вне школы, в форме семейного образования, а среднее общее образование, кроме того, также в форме самообразования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
2. Срок получения начального общего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года.
3. Срок получения основного общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
4. Срок получения среднего общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам среднего общего образования, и для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу в очно-заочной или заочной формах, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
5. Обучение за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации (Ставропольского края) и местного бюджета (г. Невинномысска). Обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц нет.

Наименование реализуемых общеобразовательных программ:
Начального общего образования,
Основного общего образования,
Среднего общего образования.

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (смотреть)

Программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не реализуются, кроме обучения детей-инвалидов с применением ресурсов портала «i-Школа».

МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска также реализует следующие подвиды дополнительного образования:
1. Дополнительное образование детей и взрослых


МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска не реализует профессиональные образовательные программы:

а) уровень образования — нет;

б) код и наименование профессии, специальности, направления подготовки — нет;

в) Информация о направлениях и результатах научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательской базе для ее осуществления (для образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования) — нет;

Информация о результатах приема по каждой профессии, специальности среднего профессионального образования (при наличии вступительных испытаний), каждому направлению подготовки или специальности высшего образования с различными условиями приема (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц) с указанием средней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям, а также о результатах перевода, восстановления и отчисления — нет.

 


 Срок действия государственной аккредитации — до 02 марта 2023 года.


 Описание образовательной программы начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Санитарно-эпидемиологическими требованиями, Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённым приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089; Федеральным государственным стандартом начального общего образования, введённым в действие приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373, с поправками, утвержденными приказом Минобразования РФ от 26.11.2010г. № 1241) с учётом действующей в системе образования нормативной базой федерального, регионального, муниципального уровней, Уставом и локальными актами школы.

Настоящая образовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

— Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012;

— Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях (САНПИН 2.4.2.2821-10), зарегистрированных Минюстом РФ 3.03.2011, регистрационный № 19993;

— Приказа Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357);

— Федерального государственного стандарта начального общего образования          (Приказ Министерства образования и науки РФ №373от 06.10.2009 года);

— Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;

— Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

— Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 №2106 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

— Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основная образовательная программа (далее ООП) формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Руководствуясь тезисом о «самоценности ступени начального образования как фундамента всего последующего образования» (ФГОС,с.4) ООП ставит своей целью создать (обеспечить) образовательное пространство, в котором реализуются:

  • системно-деятельностная парадигма образования, которая предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями
  • концепция развития универсальных учебных действий младших школьников (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), разработанная на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В соответствии с этой концепцией универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия успешной учебной деятельности.
  • требования федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) к планируемым результатам ООП, в числе которых:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

Программа ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6) и на комплексное решение следующих задач:

– формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;

– развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;

– развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;

– формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;

– становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;

– гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса;

– воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;

– укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

Копия основной образовательной программы начального общего образования (смотреть)

Приказ от 14.08.2018 г. №127-о/д «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования, основного общего образования»


Описание образовательной программы основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Разработана с учётом типа и вида МБОУ СОШ № 18 г. Невинномысска, а также с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Разработана самостоятельно с привлечением органов самоуправления (управляющий совет), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Копия основной образовательной программы основного общего образования (смотреть)


Описание образовательной программы среднего общего образования

Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:

– становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению;

– достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

– формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

– сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

– обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;

– обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОС СОО);

– обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;

– установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;

– обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;

–   развитие государственно-общественного управления в образовании;

– формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

– создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.

Копия основной образовательной программы среднего общего образования (смотреть)

Приказ от 14.08.2018 г. №127-о/д «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования, основного общего образования»


Информация об учебном плане

Классы Текст учебного плана Копия учебного плана
2016-17 учебный год
1-4
5-9
10-11
2017-18 учебный год
1-4
5-9
10-11
2018-19 учебный год
1-4
5-9
10-11

 


Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, предусмотренные образовательной программой начального общего образования:

Образовательная система Гармония (смотреть)

Система развивающего обучения Л.В. Занкова (смотреть)

Образовательная система Школа 2100 (смотреть)

Образовательная система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (смотреть)


Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, предусмотренные образовательной программой основного общего образования:

Дисциплина Аннотация к рабочей программе Копия рабочей программы
Русский язык
(УМК Ладыженская Т.А.)
Русский язык
(УМК Львова С.И.)
Литература
(УМК Коровин В.И.)
Иностранный язык
(УМК Афанасьева)
Иностранный язык
(УМК Биболетова)
Иностранный язык
(УМК Верещагина)
Математика
(УМК Мерзляк А.Г.)
Математика
(УМК Питерсон Л.Г.)
Математика
(УМК Виленкин Н.Я.)
Алгебра
(УМК Мерзляк А.Г.)
Алгебра
(УМК Мордкович А.Г.)
Алгебра
(УМК Макарычев Ю.Н.)
Геометрия
Информатика и ИКТ
История
(2,2,2,2,2)
История
(2,2,2,3,3)
Обществознание
(УМК Боголюбов 1,1,1,1,1)
География
Биология
Физика
Химия
Музыка
ИЗО
МХК
Физическая культура
ОБЖ
Технология
Спецкурсы:
Основы военной службы
Военная история
Занимательная ботаника
Основы правовых знаний
Изучаем Конституцию
(для классов кадетской направленности)
Изучаем Конституцию
Тропинка к своему Я
Введение в химию
Психология общения
Основы финансовой грамотности
Тайна текста
Элективные курсы:
Физика и человек

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практики, предусмотренные образовательной программой среднего общего образования:

Дисциплина Аннотация к рабочей программе Копия рабочей программы
Русский язык
(УМК Греков 1,1)
Русский язык
(УМК Греков 2,2)
Русский язык
(УМК Бабайцева 4,4)
Литература
(УМК Коровина 5,5)
Литература
(УМК Коровина 3,-)
Иностранный язык
(УМК Биболетова 3,3)
Иностранный язык
(УМК Биболетова 5,5)
Иностранный язык
(УМК Биболетова -,4)
Алгебра и начала анализа
Геометрия
Информатика и ИКТ
(1,1)
Информатика и ИКТ
(4,4)
История
(2,2)
История
(4,4)
Обществознание
(2,2)
Обществознание
(3,3)
Право
География
Биология
(1,1)
Биология
(3,3)
Физика
Астрономия
Химия
(УМК Габриелян 1,1)
Химия
(УМК Габриелян 4,4)
МХК
Физическая культура
ОБЖ

 


Дополнительная общеобразовательная программа «Финансовая грамотность»

Вид: общеразвивающая
Срок реализации программы- 1 год
Возраст: 7 лет
Составитель: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска Ермолаева Татьяна Васильевна (на основе программы «Финансовая грамотность» 1-4  класс.  —  М.: Вита-Пресс,  2015).

Пояснительная  записка

 «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 1– 4 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 16 часов  в 1  классе, на 34 часа во 2-4 классах.

         Рабочая программа разработана на основе учебной  программы по финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная программа  «Финансовая  грамотность»  1-4  класс.  —  М.:  Вита-Пресс,  2015. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой  грамотности  населения  и  развитию  финансового  образования  в Российской Федерации»).

Целью  изучения  курса  «Финансовая  грамотность»  являются  развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

  1. Формирование активной жизненной позиции;
  2. Развитие экономического образа мышления;
  3. Воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе;
  4. Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:
1. Деньги, их история, виды, функции;
2. Семейный бюджет
3. Экономические отношения семьи и государства;
4. Семья и финансовый бизнес;
5. Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями дете и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами  изучения  курса  «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • использование различных способов  поиска,  сбора,  обработки, анализа и представления информации;
  • овладение логическими действиями  сравнения,  обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

  • понимание цели своих действий;
  • составление простых планов с помощью учителя;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • умение слушать собеседника и вести диалог;
  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;
  • представление о роли денег в семье и обществе;
  • умение характеризовать виды и функции денег;
  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;
  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Содержание  изучаемого курса

Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными  товарными  деньгами.  Появление  монет.  Первые  монеты  разных государств

Основные понятия:  Товар. Деньги.  Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюр

Компетенции

  • Объяснять причины и приводить примеры обмена.
  • Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
  • Описывать свойства товарных денег.
  • Приводить примеры товарных денег.
  • Приводить примеры первых монет.

 

Тема 2 . Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты  от подделок бумажных денег.

Основные понятия

Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.

Компетенции

  • Объяснять, почему появились монеты.
  • Описывать купюры и монеты.
  • Сравнивать металлические и бумажные деньги.
  • Объяснять, почему изготовление  фальшивых  денег  является преступлением.

 

Тема 3. Какие деньги были раньше в России. Древнерусские  товарные  деньги.  Происхождение  слов  «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.

Основные понятия

«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.

Компетенции

  • Описывать старинные российские деньги.
  • Объяснять происхождение названий денег.

 

Тема 4. Современные деньги России и других стран. Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление  безналичных  денег.  Безналичные  деньги  как  информация  на банковских счетах. Проведение  безналичных расчётов. Функции банкоматов.

Основные понятия

Доллары.  Евро.  Банки.  Наличные,  безналичные  и  электронные  деньги. Банкомат. Пластиковая карта.

Компетенции

  • Описывать современные российские деньги.
  • Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
  • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
  • Приводить примеры иностранных валют.

Тема 5. Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти  клад.  Основным  источником  дохода  современного  человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.  Собственник  может  получать  арендную  плату  и  проценты. Государство  помогает  пожилым  людям,  инвалидам,  студентам,  семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы.  Существуют  мошенники,  которые  обманом  отбирают  у  людей деньги.

Основные понятия

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.

Компетенции

  • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
  • Объяснять причины различий в заработной плате.
  • Объяснять, кому и почему платят пособия.
  • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.

Тема 6. На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги  на товары и услуги. Расходы бывают  обязательными  и  необязательными.  Для  покупки  мебели,  бытовой техники,  автомобиля  чаще  всего  приходится  делать  сбережения.  Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

Основные понятия

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование.  Непредвиденные  расходы.  Сбережения.  Долги.  Вредные привычки. Хобби.

Компетенции

  • Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
  • Сравнивать покупки по степени необходимости.
  • Различать планируемые и непредвиденные расходы.
  • Объяснять, как появляются сбережения и долги.

Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Основные понятия

Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.

Компетенции

  • Объяснять, как управлять деньгами.
  • Сравнивать доходы и расходы.
  • Объяснять, как можно экономить.
  • Составлять бюджет на простом примере.

Тема 8. Как делать сбережения.

Если  доходы  превышают  расходы,  образуются  сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход

Основные понятия

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.

Компетенции

  • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
  • Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
  • Сравнивать разные виды сбережений.

Календарно-тематический  план 


п/п
Название темы Количество занятий
Обмен и деньги  (18)
1 Вводный урок. Знакомство с предметом «Финансовая грамотность» 1
2 О финансовой грамотности, необходимости получения знаний, формы работы в группах 1
3 Что такое деньги и откуда они взялись 3
4 Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок 2
5 Какие деньги были раньше в России 3
6 Нарисовать любые деньги, которые использовались раньше в России 1
7 Для чего нужна мелочь? 1
8 Решение задач. 2
9 Современные деньги России и других стран 2
10 Экскурсия в магазин. 1
11 Ролевая игра 1
Семейный бюджет(16)
12 Откуда в семье деньги 2
13 Из чего складываются доходы в семье … 1
14 На что тратятся деньги 2
15 Экскурсия на почту 1
16 Составить таблицу расходов и доходов в семье за неделю 1
17 Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать. 2
18  Как умно управлять своими деньгами 2
19 Пословицы и поговорки о деньгах. 1
20 Как делать сбережения 2
21 Жизненные ситуации Обмен игрушками, книгами, играми. 1
22 Повторение по темам « Деньги» и «Доходы семьи», актуализация полученных знаний 1

 Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

http://istoriyadeneg.ru/

И Н Т Е Р Н Е Т- И С ТО Ч Н И К И

1.Журнал «Экономика в школе» с вкладкой «Школьный экономический журнал» и финансовым приложением — http://ecschool.hse.ru

2.Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» — http://zanimatika.narod.ru/

3.Сайт  «Фестиваль  педагогических  идей  «Открытый  урок»  — http://festival.1september.ru/

4.Сайт  «Интеллект-карты.  Тренинг  эффективного  мышления»  — http://www.mind-map.ru

Сайт  посвящён  истории,  философии,  технике  создания  и  применения интеллект-карт (mind-map, карты разума, карты мышления, ментальные карты, диаграммы связей).

5.Сайт тренингового центра «Стимул» — http://www.stimul.biz/ru/lib/mindmap/economic/

Сайт посвящён разработке интеллект-карт, содержит галерею карт, созданных на компьютере и вручную, в том числе и по экономике

6.Метод «дерево решений» — http://www.forex4.info/index.php/finrisk/46-uprrisk/186-metodderresh

7.Сайт «Тостер». Как построить дерево решений — http://toster. ru/q/23959 Тренинг мозгового штурма — http://www.nnmama.ru/content/evolution/ Methods/tamberg4

 Список литературы

  1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся

М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  1. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся

М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Копия дополнительной программы (просмотреть)


 

Календарный учебный график

 

Информация о методических и об иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса

Подбор УУД в соответствии с типом урока
Пример технологической карты
Разработка технологической карты урока
Современный урок в рамках ФГОС
Структурные элементы урока ФГОС
Шаблон технологической карты урока, соответствующей требованиям ФГОС
План работы методического совета  МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска на 2018-2019 учебный год. График проведения предметных недель в 2018-2019 учебном году. Месячники
План методической работы МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска на 2018-2019 учебный год


Образование (обучение) в МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска осуществляется на русском языке.

Положение о языках образования в МБОУ СОШ № 18 города Невинномысска


 

<<Специальный раздел>>