Информационная безопасность детей (по 436-ФЗ)

Памятка
для родителей
об и
нформационной безопасности детей


(информация раздела актуализирована в соответствии с письмом Минобрнауки России от 14.05.2018 г. №08-1184)

     Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Законе № 436 – ФЗ, регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону «информационная безопасность детей» — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

       Согласно Закону № 436 – ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

  • информация, запрещенная для распространения среди детей;
  • информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации запрещенной для распространения среди детей, относится:

  1) информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

  2) способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

  3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

  4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

  5) оправдывающая противоправное поведение;

  6) содержащая нецензурную брань;

  7)содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

  1) информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или  иного антиобщественного действия;

  2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

  3)представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

  4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся е нецензурной брани.

     Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:

1) применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, — в виде цифры «0» и знака «плюс»;

 2) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

 3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

 4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

 5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».»

С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

Общие правила для родителей

1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку — главный метод защиты.

2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)

4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.



Советы родителям по обеспечению безопасности детей в сети Интернет

Возраст от 7 до 8 лет

В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям (законным представителям) особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т. е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.

Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

Используйте специальные детские поисковые машины.

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.

Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО.

Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.

Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.

В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.

Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых».

Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.


Советы родителям по обеспечению безопасности детей в сети Интернет

Возраст детей от 9 до 12 лет

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения.

Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером.

Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет.

Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет.

Позволяйте детям заходить только на сайты из «белого» списка, который создайте вместе с ними.

Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.

Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере.

Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Расскажите детям об опасности «картинок для взрослых» в Интернет.

Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами.

Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.


Советы родителям по обеспечению безопасности детей в сети Интернет

Возраст детей от 13 до 17 лет

В этом возрасте подростки активно используют поисковые машины, пользуются электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают музыку и фильмы. Мальчикам в этом возрасте больше по нраву сметать все ограничения, они жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок «для взрослых». Девочки предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо более чувствительны к сексуальным домогательствам в Интернет. В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об Интернет они уже знают значительно больше своих родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила Интернет-безопасности — соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернет. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

Советы по безопасности в возрасте от 13 до 17 лет

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).

Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.

Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.

Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети Интернет.

Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет.

Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Расскажите детям о вреде порноконтента. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде — даже в виртуальном мире.

Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.



ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Компьютер в наше время стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером и в сети Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих девиантное поведение у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. Преодолеть нежелательное воздействие компьютера можно только совместными усилиями учителей, родителей и самих школьников.

Наша задача сегодня – обеспечение безопасности детей, не способных иногда правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают.

Цель: формирование информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности школьников.

На сегодняшний день информационная компетентность для школьника является не привилегией, а необходимостью для успешной социализации. Многообразие источников и видов информации не должно стать препятствием для развития конкретного ученика, а, наоборот, благодатной почвой для развития информационной компетентности.

Зависимый от компьютерных игр Крис Станифорт, умер от тромбоза глубоких вен. Он просидел 12 часов за компьютером, играя в любимую игру.

Стремительное развитие компьютерных технологий качественно меняет окружающую жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

Патрик Галаган покончил с собой, не выдержав нападок бывших друзей в социальных сетях.

Кайли Кенни была вынуждена несколько раз менять школу из-за сайта «Корпорация «Убей Кайли», на котором были обнародованы ее координаты вместе с компрометирующей информацией; в итоге девушка была вынуждена перейти на домашнее обучение.

Тристона Кристмаса избила до смерти группа бывших друзей, снимая это на видео для интернета.

Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования. Современные школы уже подключены к Интернету, и преподавание информатики начинается со второго класса.

Опасности Интернета для детей делятся на 6 основных категорий.

Киберхулиганы

В Интернете, как и жизни, одни люди приятны, другие — нет. И дети, и взрослые с помощью Интернета могут изводить или запугивать других людей, начиная с присвоения прозвищ и заканчивая физическими угрозами.

Злоупотребление обменом файлами

Обмен музыкой, видео и другими файлами рискован. Ваши дети случайно могут загрузить неуместные материалы, компьютерные вирусы или программы-шпионы. Некоторые программы для обмена файлами дают доступ к компьютеру в любое время, пока он в сети.

Доступ к неприличному контенту

Дети зачастую не в силах противостоять любопытству. Пользуясь Интернетом, они могут столкнуться с информацией или изображениями, доступ к которым недопустим для детей. Это может случиться при нажатии на рекламные или непонятные ссылки на поисковой странице либо при обмене файлами через Интернет. Количество негативных Интернет-ресурсов растёт. По данным Генпрокуратуры РФ, в настоящее время насчитывается более 7 тысяч террористических сайтов, где в подробностях учат, как сделать взрывчатку или совершить теракт. По данным американского исследовательского центра TopTenReviews, 12% всех сайтов (24,8 млн) содержат материалы для взрослых. В связи с этим можно утверждать, что дети впервые сталкиваются с порно, как только начинают пользоваться Интернетом.

Кибер-хищники используют Интернет для сближения с детьми. Их цель — изолировать детей и убедить их встретиться лично. О людях в сети известно только то, что они сами сообщают о себе. Кибер-хищники пользуются этой анонимностью для обмана детей, притворяясь другим ребенком или кем-то еще, кто заслуживает доверия.

Вторжение в частную жизнь

Некоторые сайты используют регистрацию или формы опроса для сбора личных сведений. При заполнении различных форм в Интернете без присмотра дети могут предоставить конфиденциальные сведения о себе, родителях.

Нежелательная почта

Один из инструментов, используемых мошенниками и преступниками — нежелательная почта, то есть сообщения электронной почты, мгновенные сообщения и даже электронные поздравительные открытки, которые Вы не запрашивали. Нежелательная почта может содержать ссылки на поддельные веб-узлы или рекламные объявления о продуктах, в которых Вы не заинтересованы.

Теперь несколько слов о социальных сетях.

Социальные сети — место, где проводят свое время миллионы людей. Некоторые настолько поддаются виртуальному общению, что забывают о друзьях в реальной жизни. Такое суррогатное общение очень вредно: оно нарушает восприятие реального мира, усиливает одиночество. Фраза «добавь меня в друзья!» уже давно для детей заменила привычную для нас с вами «давай познакомимся» или «давай дружить». Глобальная паутина затянула уже все слои общества. Не устоял никто: ни банкир, ни продавец, ни строитель, ни врач. И стар и млад сутками оставляет отпечатки пальцев на клавиатурах домашних компьютеров неустанно ведя переписку в социальных сетях. Многие родители не видят ничего плохого в том, что у ребенка есть своя страничка в «Контакте» или «Одноклассниках». Однако, все больше и больше специалисты по информационной безопасности разных стран призывают взрослых внимательнее относиться к тому, что делают их дети в социальных сетях.

Рассмотрим основные риски социальных сетей.

Отсутствие вербального общения

Человек социальное существо. Ему необходимо общение и социум. Без других людей жить невозможно в этом мире. Общение заменилось электронным общением. К чему это привело? У человека отобрали живое общение. Правильно, зачем мне выходить и общаться на улице, если проще написать в аську или отправить сообщение на стену. Плюс ко всему человек теперь может заводить неограниченное количество друзей и общаться с ними. К чему приводит переизбыток общения тоже догадаться не сложно – у человека пропадает интерес к собеседнику. Сначала к одному, потом к другому. Потом человек теряет интерес к жизни.

Опасность виртуального совращения детей

Эта проблема, которая, наверное, особенно сильно волнует родителей. Анонимность Интернет-общения дает шансы сексуальным извращенцам безнаказанно пользоваться любопытством детей ко взрослой теме и втягивать их в виртуальные интимные отношения.

Поиск информации для выполнения домашнего задания сталкивает школьников с множеством всплывающих баннеров, содержащих ссылки на сайты с сомнительным содержимым: порнография, насилие, расизм и прочее. Лидер по борьбе с вирусами – Доктор Веб, отказался от работы с социальными сетями Вконтакте и МойМир (от мейл.ру), так как определил их как сети, занимающиеся распространением порно – эта информация не вымышленная, а взята из официальных отчетов.

Но, даже если представить себе идеальную ситуацию, когда ребенок общается в интернете только с хорошо воспитанными сверстниками из интеллигентных семей, зависимость от социальных сетей может также оказывать на него негативное влияние.

Интернет-зависимость

Интернет-зависимость определяется как «навязчивое желание выйти в Интернет, и неспособность выйти из Интернет. В большей степени зависимыми становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети достаточными для самоутверждения и улучшения психического состояния. Специалистов больше всего пугает тот момент, что данный вид зависимости развивается гораздо быстрее, чем привыкание к алкоголю и курению.

Преследования, запугивания

В 2011 году каждый из пятидесяти детей в интернете столкнулся с сетевым насилием и бандитизмом. Те, хорошо всем знакомые, явления, которыми известен школьный двор — запугивания, придирки, физическое насилие, грубое вторжение в частное пространство детей и подростков – перешли из реальной жизни в виртуальное пространство и представляют серьезную опасность. Сетевой бандитизм столь опасен потому, что дети обычно не сообщают взрослым об издевательствах, которым они подвергаются в Интернете, как это происходит в том случае, если речь идет о происходящем в стенах школы или во дворе.

Опасные молодёжные течения

Подросший ребёнок будет обращаться в сфере его возрастной группы, которая часто так и называется – сложный возраст. Сайты всевозможных фанатов, социальные сети, объединяющие людей в разного рода депрессивные течения, толкающие к суициду – всё это требует пристального внимания со стороны школы и родителей.

Заражение вредоносным ПО

Помимо опасностей человеческих, есть ещё опасности чисто технические. Заблудившись в Сети, очень легко заразить компьютер вредоносным ПО, которое может добавить вам много головной боли. Кража паролей и прочей конфиденциальной информации, спам от вашего имени, хулиганство, вымогательство, угрозы – всё это может быть плодами вирусов.

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Существует множество программ,позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, обезопасить маленького пользователя. Они называются программами Родительского контроля. Родительский контроль встраивается в операционные системы, в антивирусные программы. Также существуют специальные программы. Родительский контроль дает возможность контролировать использование компьютера ребенком:

  • ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,
  • блокировать доступ к некоторым сайтам,
  • блокировать доступ к интернет-сервисам,
  • запрещать запуск некоторых игр и программ.

Устанавливать такой электронный родительский контроль или нет — это уже выбор каждой семьи. Возможно, он и будет эффективным в определенных моментах. Но сам ребенок точно не обрадуется, если не сможет выйти в интернет в любое время или когда не зайдетв свой любимый Вконтакте, и такой жестокий запрет может только ухудшить ситуацию. Намерение зайти на желаемый сайт ребенок сможет воплотить в жизнь и на компьютере друга.

Поэтому есть еще и другой способ. Описать его легче, чем возможности системы родительского контроля, однако воплотить в жизнь — значительно трудней. Это — доверие. Ребенок и подросток должен знать, что если его что-то расстроило, неприятно удивило в сети, если он в чем-то не уверен — то он может об этом рассказать, и взрослые его выслушают.

Единство родительских и педагогических усилий поможет оптимально использовать «плюсы» и нейтрализовать «минусы» работы с ресурсами всемирной Сети.


 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.